7 октября 1934 года состоялся первый полёт скоростного бомбардировщика АНТ-40 (СБ) — одного из самых массовых советских бомбардировщиков 1930–1940 годов. В обозначении этого самолёта, разработанного КБ Туполева, ключевое значение принадлежит слову «скоростной». Ведь бомбардировщикам, нагруженным тяжёлыми бомбами, по определению положено быть тихоходными. Однако к началу 1930–х годов основная масса истребителей была представлена бипланами, летающими со скоростью около 300 км/ч, а уровень авиационных технологий уже позволял приступить к строительству скоростных бомбардировщиков-монопланов с несколькими двигателями, способных развивать скорость до 350-400 км/ч.
Первым бомбардировщиком нового типа стал американский Martin 139, принятый на вооружение под марками B-10 и B-12 в 1932 году. Тогда же в СССР было принято решение о создании самолёта подобного американскому. Им и стал АНТ-40 (СБ), разработанный в КБ Туполева бригадой Александра Архангельского. Серийное производство СБ началось только в 1936 году, тогда же состоялось и первое боевое крещение скоростных бомбардировщиков. В октябре 1936 года первые 31 СБ прибыли в порт Картахена для участия в Гражданской войне в Испании.
Самолёты СБ, получившие у республиканцев прозвище Katyushka, пилотировались советскими экипажами и быстро доказали своё превосходство над истребителями франкистов: немецкими Heinkel He 51 и итальянскими Fiat CR.32. 29 мая 1937 года у острова Ивиса бомбардировщики СБ по ошибке атаковали новейший немецкий тяжёлый крейсер Deutschland, перепутав его с крейсером франкистов Canarias. Экипаж советского лётчика Николая Острякова поразил судно двумя 100-килограммовыми бомбами, в результате чего на корабле возник пожар и погибло 27 матросов, ещё 83 человека были ранены. По политическим причинам в официальном сообщении попадание в крейсер было приписано «испанцам» Ньере и Мендиоле.
Ситуация изменилась, когда на помощь франкистам прибыли немецкие Bf.109, которые могли относительно легко догонять и сбивать СБ. Всего за годы Гражданской войны было сбито 40 СБ, а ещё 19 в качестве трофеев достались Франко и прослужили в ВВС Испании до конца 1940 годов.
23 февраля 1938 года СБ отличились в другой войне — японо-китайской. Советский Союз помогал Китаю, который отражал японскую агрессию, оружием и военными специалистами. 23 февраля советские пилоты на своих СБ отметили очередную годовщину Красной Армии налётом на Тайвань, который был оккупирован японцами, разместившими на острове несколько военно-воздушных баз. В результате налёта на земле было уничтожено около 40 японских самолётов.
К началу 1940-х годов бомбардировщики СБ уже устарели и были достаточно уязвимы как для истребителей, так и для зениток. К примеру, за три месяца советско-финской войны 1939–1940 годов советские ВВС потеряли около 100 СБ, хотя финны настаивали на 200 сбитых. В сложных условиях начала Великой Отечественной войны СБ также несли тяжёлые потери и впоследствии использовались только в ночное время. АНТ-40 (СБ) стал самым массовым советским бомбардировщиком второй половины 1930-х годов. Он по лицензии производился в Чехословакии, а трофейные СБ использовались военно-воздушными силами Германии и Финляндии